Президент Украины Владимир Зеленский. Фото: Facebook
Президент Украины Владимир Зеленский. Фото: Facebook

Сегодняшние обыски СБУ у детективов НАБУ и в САП полностью ложатся в русло выполнения главной задачи Зеленского на данный момент во внутренней политике – ликвидация или полное подчинение себе институтов, которые были после 2014 года созданы по инициативе американцев для контроля за украинской властью. Речь идет как об антикоррупционных структурах (НАБУ, САП, ВАКС), так о целой прослойке живущих на западные гранты активистов, близких к ним политиков и СМИ.
 
Это главное и, по сути, последнее препятствие, которое отделяет Зеленского от его стратегической цели – ликвидации политической конкурентной системы в Украине и создание системы единоличного правления.
 
К этой цели стремились все украинские власти в последние 25 лет. Идеалом для них была путинская Россия, где государство являлось главным игроком и диктовало правила всем остальным. 
 
Однако в Украине это сделать долгое время не получалось. Кучме не дал укрепить власть кассетный скандал и появление внутри элиты поддерживаемого Западом конкурента в лице Виктора Ющенко. Далее, в ходе первого Майдана, была проголосована политреформа – изменения в Конституцию, ослабляющие власть президента. Это, а также раскол страны на два враждующих политических лагеря, "оранжевый" и "сине-белый", закрепило олигархическую систему правления страной – группа крупнейших предпринимателей (олигархов) имела определяющее влияние на внутриполитические процессы. 
 
Виктор Янукович, победив на выборах в 2010 году, довольно близко подошел к тому, чтобы установить свой полный контроль над страной и подчинить олигархию. Он, через решение Конституционного суда, вернул себе полномочия, активно наращивал активы своей Семьи, отдав ей в управление правительство. 
 
Но довести до конца начатое не успел – был свергнут в ходе второго Майдана. Полномочия президента в Конституции снова урезали, олигархат вернул свое влияние и через своих людей в парламенте не давал новому президенту Порошенко подмять под себя всю вертикаль власти.

Порошенко, не имея прочного большинства в Раде был вынужден согласовывать свои действия с партнерами из "Народного фронта" и прочими "акционерами" парламента. 
 
Однако после 2014 года добавился один очень важный нюанс. Из-за аннексии Крыма и войны на Донбассе пошла прахом прежняя политика многовекторности – игра украинской элиты на противоречиях Запада и РФ, при взаимодействии с обеими сторонами, чтобы ни одна из них не имела определяющего влияние на политику страны.

В условиях резкого ухудшения отношений с Россией Киев оказался тотально зависим от поддержки Запада. И был вынужден дать добро на создание институтов внешнего контроля над внутренними процессами.

В первую очередь речь идет об антикоррупционных органах: НАБУ, САП, НАПК, ВАКС. Правда, власти при Порошенко всеми силами пытались работу этих органов блокировать и парализовать.

Но тем не менее институты эти продолжили функционировать и "по наследству" достались и Зеленскому.
 
Последний пришел к власти при поддержке Коломойского и воспринимался в политических кругах как его человек. Впрочем, не был он совсем чужим и для других олигархов, а потому все считали, что олигархическая система управления государством при новом, политически неопытном, президенте сохранится и упрочится. Однако в самом начале произошел сбой – партия "Слуга народа" показала феноменальный результат на выборах, сформировав монобольшинство в Раде.

Да, в нем было немало людей олигархов, особенно Коломойского и Авакова, но Зеленский получил возможность сформировать подконтрольное себе правительство.
 
Правда, олигархат через своих людей в Раде не давал ему развернуться в полный рост – голосов в парламенте все чаще не хватало. Рейтинг президента и его партии постепенно падал, были проиграны местные выборы 2020 года.

В таких условиях Зеленский, чтобы укрепить свою власть, начал массово вводить санкции СНБО. Первыми пошли Медведчук и его телеканалы под лозунгом "борьбы с российским влиянием". Но очень быстро подсанкционный круг лиц был расширен на предпринимателей и просто неугодных людей.

В июле 2021 года был отправлен в отставку с поста руководителя МВД Арсен Аваков – один из главных "хранителей" олигархического баланса. К владельцам крупнейших телеканалов приходили люди с Банковой с требованием передать Офису президента контроль над редакционной политикой. 
 
И уже осенью 2021 года начался олигархический бунт. Принадлежащий Ахметову телеканал «Украина» развернул мощнейшую кампанию против президента.

Постепенно подключались к кампании и другие игроки. Рейтинг Зеленского быстро падал и уже мало кто верил в то, что он удержится на своем посту после выборов 2024 года. 
 
Однако полномасштабное вторжение полностью изменило внутренние расклады в Украине. Власть президента резко укрепилось, а влияние олигархата было почти полностью обнулено.

Теперь бывшие олигархи – лишь крупные бизнесмены, полностью подконтрольные Банковой, которая может в любой момент их уничтожить, введя санкции СНБО или же через уголовные дела. А чтобы ни у кого не было в этом сомнений, Игоря Коломойского отправили в тюрьму. 
 
Таким образом олигархическая система, прежде главный ограничитель власти президента, была демонтирована.
 
Но оставался второй ограничитель – созданная американцами система внешнего контроля через антикоррупционные структуры и через отбор судей и руководителей правоохранительных органов конкурсными комиссиями с решающим правом голоса в них "международных экспертов". Ее Зеленский, ввиду огромной зависимости от западной помощи во время войны, никак демонтировать не мог.

Более того, с 2023 года Вашингтон стал демонстрировать все более отчетливое стремление использовать эту систему по своему прямому назначению – держать в узде Зеленского через коррупционные уголовные дела против его ближайшего окружения. Правда, Банковая смогла укрепить свое влияние на антикоррупционные структуры, после смены их руководителей, однако не до конца.
 
Но все изменил приход к власти в США Трампа. Главными идеологами создания системы внешнего контроля в Украине были в основном представители Демпартии. И, более того, активно использовали эту систему и для борьбы с Трампом (инициированное НАБУ дело против Манафорта, например).

Поэтому у нового президента никакой любви к этим структурам не было. Правда, не было у него любви и к Зеленскому. Однако последний все ж таки смог с Трампом найти общий язык, пообещав контроль над украинскими природными ресурсами и вообще демонстрируя полную лояльность и готовность выполнять любые его указания.
 
Сняв, по крайней мере на время, остроту проблем в отношениях с Трампом, Зеленский начал подготовку к окончательному решению вопроса с НАБУ и САП. 
 
Грантовая среда, предчувствуя опасность, как мы уже писали, объединила усилия с Порошенко, которому грозит посадка в тюрьму по делу о "чемоданах с деньгами из Москвы", и попыталась нанести упреждающий удар. 
 
НАБУ вручило подозрение одному из самых близких к президенту чиновников, вице-премьеру Чернышову. Пошли слухи, что подозрение готовится и против одного из ключевых людей в окружении Зеленского Тимура Миндича, которого называют "кошельком президента". Также на конкурсе на главу БЭБ за счет голосов "международных экспертов" победил ставленник грантовой среды детектив НАБУ Цывинский.

Параллельно альянс грантовиков и Порошенко начал медийную атаку на Зеленского и Ермака через западные СМИ. Кроме того, по различным каналам до американцев и европейцев доносилась мысль, что Зеленский строит в Украине автократический режим и стремится уничтожить "независимые антикоррупционные институты" и "институты гражданского общества". 

Был расчет на то, что западные партнеры в жесткой форме донесут до Зеленского мысль прекратить атаки на систему внешнего контроля. Но этот расчет не оправдался – никаких сигналов с Запада Банковой не поступило.

Наоборот, Трамп пообещал продолжить военную поддержку и усилить давление на Путина. Недовольство действиями Зеленского не стали высказывать и европейцы.

Возможно, опасаясь, что любая критика против Зеленского может сильно затруднить задачу продолжения и увеличения поддержки Украины, у которой есть немало противников в США и ЕС. 
 
Отсутствие какого-либо давления со стороны Запада было воспринято Зеленским как карт-бланш на любые действия внутри Украины против структур внешнего контроля и грантовой среды. Было вручено подозрение Шабунину (одному из главных лоббистов НАБУ), прошли обыски у экс-премьера Кубракова (одного из организаторов дела против Чернышова).

И нынешний накат СБУ на НАБУ и САП показывает, что Банковая продолжает системно двигаться в этом направлении, постепенно ужесточая свои действия. 
 
Далее, как прогнозируют источники в политических кругах, может быть два варианта. Первый – антикоррупционные органы просто расформируют как "угрозу национальной безопасности". Второй – их поставят полностью под контроль Банковой. 

Также власти готовятся довести до конца и два других своих "проекта" – отправить в тюрьму Порошенко и снять Виталия Кличко с должности главы Киевской горадминистрации. После чего Зеленский окончательно избавится от всех оппонентов и ограничителей.
 
Помешать ему в этом может два момента. Первый – резкое ухудшение положение на фронте, что подорвет доверие к президенту в армии и в обществе.

Второй – резкое ухудшение отношения Трампа к Зеленскому вплоть до попыток отстранить последнего от власти.

Ни того, ни другого на 100% исключать нельзя. А потому Банковая, пока, как она считает, у нее есть карт-бланш, пытается ускоренными темпами зачистить внутреннее политическое поле.

Читайте Страну в Google News - нажмите Подписаться